В погоне за эмоциями (beacon1143) wrote,
В погоне за эмоциями
beacon1143

Categories:

Хроники чёрного турбо-Ховера. Глава LXXVII. Солигалич и окрестности. День II: Судай и путь в Тотьму

На второй день мы с племянником решили доехать туда, куда не доехали год назад из-за нехватки времени - в деревню Плосково, что под Судаем. Проснулись пораньше, дядя накормил нас завтраком. Мы все вместе доехали до местного супермаркета "Магнит". Дядя остался там делать покупки, а мы с племянником купили пару бутылок питьевой воды - и выехали из Солигалича на юг.

Год назад мы ехали из Солигалича в Судай напрямик, по грунтовой дороге - а обратно через Чухлому, по асфальту. По асфальту ехать получается больше по расстоянию, зато быстрее по времени. К тому же мы не знали, насколько проезжей окажется эта грунтовка после дождей. А ещё хотелось заполнить пустую канистру на заправке в Чухломе: в этих глухих северных краях лучше ездить с запасом бензина. Мы быстро долетели до Чухломы, залили 20 литров в канистру - и направились в сторону Судая. Проехали несколько уже знакомых по прошлогодней поездке деревень. Где-то там в лесах есть ещё одна заброшенная церковь, до которой мы не доехали год назад и не собирались ехать в этот раз. Может, когда-нибудь в будущем доберёмся до неё.

Ехали мы так напористо, что даже проскочили отворотку на Плосково. Пришлось совершить разворот и вернуться обратно к нужному месту. В прошлом году я не знал, по какой именно дороге нужно ехать в Плосково. На эту просеку под ЛЭП мы тогда даже не сворачивали. Попробовали потом проехать по дороге, отмеченной на OSM-картах - но в лесу она сразу стала непроезжей. В этот раз я уже знал, что ехать нужно по просеке. Свернули мы с асфальта, остановились - и пошли на разведку.



Всё выглядело не так плохо. Во-первых, дорога (по крайней мере, её начало) выглядела твёрдой. Во-вторых, вдоль дороги туда-сюда ездил трактор и ровнял её прицепленной гусеницей и бревном (этакий импровизированный грейдер - следы гусеницы можно увидеть на фото выше). В-третьих, на дороге я разглядел следы от "Нивы" - ещё один признак того, что дорога проезжая. Я уже довольно давно уяснил, что если по дороге идут следы от легковых шин ("Нивы" или УАЗа) - то по ней можно смело ехать. Вот если видны только следы тракторов - тогда уже возможны различные варианты.



Шины мы на всякий случай слегка стравили (до 1.5 атмосферы), полный привод включили - и сравнительно легко поехали по дороге. Конечно, она не на всём протяжении была такой сухой и твёрдой. Встречались грязные участки - впрочем, мы их успешно проезжали максимально близко к деревьям, по следам "Нивы", пуская левые или правые колёса по твёрдой поверхности. В одном месте пришлось ехать прямо по колее: других вариантов не было. Но проехали легко - наверно, нам помогло, что дорогу всё-таки подровнял трактор с гусеницей и бревном. Один раз нам пришлось пропустить его. Наконец, мы доехали до места, где цивилизованная дорога кончалась, дальше шла заросшая просека и болотина (как нам показалось). В том месте была вырубка леса.



Рядом с дорогой стоял фургончик - видимо, для отдыха лесорубов. Возле него мы и решили оставить наш Ховер.



Так выглядела дорога, по которой мы проехали. В принципе, вполне проезжая для внедорожника.



Мы с племянником оделись по-лесному, опрыскали обувь и брюки препаратом от клещей, взяли рюкзаки - и дальше пошли пешком.



Перешли с просеки на ту дорогу, по которой хотели доехать до Плоскова в прошлом году. Дорога не оставляла никаких иллюзий - она уже давно непроезжая, на ней много толстых поваленных деревьев. По ней даже идти пешком было тяжеловато. Но идти нам было не больше полутора километров. Через какое-то время мы удалились от дороги, вышли на опушку леса и пошли по ней. Дошли до Плоскова. Никаких следов от самой деревни, никаких строений не осталось - кроме одного.



Я читал, что лет десять назад в стороне от часовни ещё стояли какие-то строения. В этот раз мы их не увидели. Но там уже кругом молодая поросль леса подрастает, да и бурьян высокий - может, ещё стоят старые дома. А может, и не стоят: говорят, однажды какой-то житель Судая снял с часовенки крест и хотел пропить - но местные жители к нему пришли, отобрали крест и потом установили его на часовню. Я думаю, если бы кто-нибудь захотел разобрать местные дома на дрова, вряд ли бы кто-то стал возражать.



Подошли к часовне поближе.



Пола уже не осталось.



Потолок также в плачевном состоянии.



Наружное оформление - красивое, фигурное, но тоже потихоньку разваливается.



На стене выцарапаны разные надписи - в том числе, указан 1933 год. Сама часовня построена примерно в первом десятилетии XX века.



Неподалёку от часовенки спрятан геокешерский тайник. Мы с племянником его после не очень тривиальных поисков раскопали, отметились. И направились назад к Ховеру. Идти решили не по дороге через лес, а напрямую по просеке под ЛЭП. Только просека от Плоскова до вагончика лесорубов была основательно заросшая, пришлось продираться через кусты. Далее путь нам преградило настоящее болото (а ведь сестра говорила по телефону племяннику: "Куда вы едете?! Там же наверняка сплошное болото!"). Ушли с просеки, стали обходить лесом, но там тоже было болото. Я слегка промочил ноги, племяннику в резиновых сапогах было попроще. Наконец, вернулись на просеку, обойдя болотину - и вскоре дошли до Ховера. Я отметил, что от фургончика лесорубов до болота, в принципе, можно было бы и доехать. Дорога там выглядит, как показано на фото - и на ней были видны свежие следы.



Погрузились в Ховер, развернулись, поехали обратно. Доехали легко, по собственным следам - за исключением одного места (видимо, того самого, где по пути туда штурмовали колею). Трактор своим бревном с гусеницей там всё размял так, что получилась сплошная грязь. Я сначала сунулся, потом испугался - остановился, начал сдавать назад. Ховер в колеях под этой грязью развернуло на 45 градусов. Я вышел посмотреть на дорогу и убедился, что никаких других вариантов проезда нет - только прямиком в грязь. Тронулись - и неожиданно легко проехали. Выехали на асфальт и направились в сторону Судая, не накачивая шины - предполагали, что стравленные колёса нам ещё пригодятся.

Трек нашего пути от фургончика лесорубов до асфальта можно посмотреть тут: http://gpsloglabs.com/share/00d9b0d44dad31c6d5938df93cd1bc86bfa22ff5/ Или тут: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=dtyvdqxzymosaddt

Через несколько километров въехали в Судай. В прошлую поездку не успели особенно разглядеть местную деревянную архитектуру. В этот раз увидели чуть больше. Действительно, деревянная архитектура Судая заслуживает отдельного внимания. Но мы спешили двигаться дальше, поэтому не останавливались, ничего не фотографировали. Проехали город насквозь и направились на северо-восток, в сторону Чертова.

В узких кругах хорошо известна дорога от Солигалича до Тотьмы через Гремячий - так называемый "зимний телепорт". Говорят, в сухое лето там проехать тоже можно, а вот в межсезонье наверняка возникнут проблемы. В прошлом году я прочитал об ещё одной дороге с севера Костромской области в Тотьму - из Судая через Чертово, Иду и посёлок им. Бабушкина: https://www.facebook.com/Astashovo/posts/1084566494960559 Захотелось разведать её состояние в летнее время: насколько она проезжая для легковушек.

По этой дороге мы с племянником и направились на северо-восток прочь от Судая. Сначала шло ровное асфальтовое шоссе. После отворотки на Панкратово асфальт кончился, пошёл довольно широкий грейдер. Из-за этого мы и не накачивали колёса после грязи: я где-то читал, что по грейдеру комфортнее ехать на слегка стравленных шинах. Проехали мы Чертово. Дорога немного испортилась - стала более узкой и неровной. Но всё равно можно было довольно комфортно ехать со скоростью около 40 км/ч.



Один участок пути был, видимо, самым проблемным. Дорога шла по высокой насыпи, по сторонам от которой почва была сильно подболоченная. И с боков насыпи торчали торцы брёвен. То есть, видимо, существовала какая-то насыпь, дорога по которой шла плохая. В рамках улучшений дороги поверх насыпи положили гать из брёвен, а сверху насыпали грунта с гравием и разровняли грейдером. Получилось неплохо. Самое главное - что даже этот участок вполне проходим для легковушек.



От нашего тракта в лес отходили лесовозные дороги. Одна из них представляла собой настоящую, полноценную гать. Мы по ней не поехали.



Несколько раз мы нагоняли одинокую собаку, бредущую по дороге в попутном направлении. А потом она догоняла нас, когда мы останавливались сделать фото. Наверно, бежала пешком из Чертова в Иду (а это целых 20 километров). В целом - вся дорога оказалась вполне проезжей для легкового транспорта. Но местами, в самой узкой её части, насыпь была размыта. В одном месте даже довольно серьёзно - угодить в темноте колесом в этот мини-овражек было бы очень неприятно. Стало понятно, что если за этой дорогой не будут следить - она довольно быстро снова станет непроезжей.

Ближе к Иде мы с племянником ошибочно свернули с дороги и тут же попали в заброшенное местечко под названием Кордон. Никаких признаков наличия жилых домов там не присутствовало, только брёвна были свалены в кучи местами. Дорога в Кордоне шла узкая, а по сторонам - болото. Довольно долго пришлось ехать задним ходом, чтобы развернуться.



Наконец, мы доехали до Иды, которая находится уже в Вологодской области. Собственно, в сам посёлок мы и не въезжали. Дорога в Тотьму проходит немного в стороне от Иды и идёт дальше на север, представляя собой уже широкий накатанный грейдер, выложенный с одной стороны плитами. Поскольку идёт она уже по Вологодской области - логично предположить, что и далее её состояние остаётся таким же хорошим. Мы переехали через железную дорогу (кстати, ту же самую, которую полтора года назад с папой пересекали в Гремячем), тут же развернулись и поехали обратно. В районе Иды, где проходит дорога, лежали штабеля напиленных брёвен. Сразу понятно, что основной источник заработка в этом районе - лес.



Пересекли мы с племянником реку Иду, что на фото выше, по такому деревянному мосту.



И сразу же расположились на обед прямо на обочине дороги. Я изначально хотел найти хоть какую-нибудь полянку, чтобы съехать на неё. Но на спутниковых снимках (которые я посмотрел ещё там, где ловился Интернет) ни одной полянки не нашлось: кругом была сплошная тайга. Разложили на обочине стол и стулья, достали горелку, поставили вариться в котелке макароны.



Нас одолевали полчища комаров. Я опрыскался репеллентом, племянник не стал. Только по приезду к дяде вечером я вспомнил, что заботливая тёща дала мне с собой в дорогу пару очень эффективных противокомариных свечей. Там, в тайге, зажечь такую штуку было бы очень кстати. Сварили мы макароны, подогрели тушёнку в банке - и наелись макарон с тушёнкой. Моя дочка зовёт это блюдо "макароны с невкусным мясом", а вот племянник съел с удовольствием. Поставили кипятиться чай, и уже под конец кипячения в баллоне кончился газ. Получается, 450-граммового баллона мне хватило на год.



Подсоединили новый баллон, вскипятили чай, попили. Быстро собрали все вещи, погрузили. Заодно решили накачать колёса до штатного давления: что-то я не ощутил особых преимуществ от движения по грейдеру на подспущенных шинах. И быстренько двинулись в обратный путь. Сотовая связь в тех краях интересная: вроде бы телефон показывает наличие сети - а позвонить не получается. Вот и спешили, чтобы за нас поменьше волновались. Надо сказать, пока обедали - ни одной машины мимо не проехало. Дорога эта - довольно глухая.

В районе Кордона снова пересекли Иду-реку по деревянному мосту.



Река широкая - наверно, тоже немножко разлилась от дождей.



Потом мы пересекали ещё одну реку - кажется, Сундобу. Ещё по пути туда я заметил странный дорожный знак. Через реку был построен хороший деревянный мост - но знак предписывал объезжать его справа, где находились остатки старого моста (и там проехать было невозможно). Фотографировать уж не останавливались, торопились. А ехать по грейдеру на штатном давлении в шинах мне больше понравилось. Я даже ехал около 50 км/ч в среднем. Впрочем, на том грейдере и классической "стиральной доски" не было. Добрались мы до асфальта, потом до Судая.

Трек нашего пути от Иды до Судая можно посмотреть тут: http://gpsloglabs.com/share/b68e741c8cc5c0fbdb9829ec1cc9b3bc1ebcb012/ Или тут: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=rivxfacrifkpiehx Трек почему-то богат на круглые числа: общая длительность его почти ровно два с половиной часа, из которых почти ровно час на езду и почти ровно полтора часа на остановки; пройденное расстояние составляет почти ровно 50 километров; средняя скорость - почти ровно 20 км/ч, средняя скорость в пути - почти ровно 50 км/ч, а максимальная скорость - ровно 100 км/ч.

Дальше мы доехали до Чухломы. Снова сделали небольшой крюк - заехали на заправку, залили полный бак. Нечего в этих суровых северных краях ездить без запаса топлива. Грунтовая дорога через тайгу от Судая до Иды с деревянными мостами через реки мне напомнила "ничейную" дорогу в Карелии и дорогу по Архангельской области до Малошуйки. На обратном пути наблюдали величественное зрелище над Чухломским озером: с запада надвигался сплошной массив туч, а на востоке ещё было ясное небо. Остановились на обочине, я забрался на багажник (чтобы было лучше видно) и сфотографировал тучи и лучи солнца, пробивающиеся через них. Чем-то напомнило Крым.



А дальше мы по асфальту за полчаса долетели до Солигалича. Дядя снова накормил нас вкусным ужином и немного осудил за то, что приехали поздно, а знать о себе не давали. А в переднем бампере Ховера обнаружился посторонний предмет.



Когда я выбирал Ховер - читал, что низкое расположение интеркулера является недостатком с точки зрения езды по бездорожью, но не придал значения. Теперь задумался, как бы мне этот самый интеркулер не пробить рано или поздно, при такой-то езде.

Следующая глава
Предыдущая глава
Tags: black_turbo_hover, geocaching, off_road, travels, Солигалич
Subscribe

promo beacon1143 july 21, 2013 23:17 2
Buy for 10 tokens
Шла весна 2004 года. Я тогда учился в 11 классе СУНЦ МГУ – физико-математической школы имени А.Н. Колмогорова. Мы учились и жили в общежитии в «филейной части белокаменной Москвы», а на каникулы и на праздники ездили домой. С одного такого случая вся история и началась. Был у меня одноклассник и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment