В погоне за эмоциями (beacon1143) wrote,
В погоне за эмоциями
beacon1143

Category:

Хроники чёрного турбо-Ховера. Глава XCVI. Мезенская одиссея: в другой мир

Снова будильник, снова подъём в шесть часов утра, снова утренние сборы, погрузка вещей в Ховер и выселение из гостиницы. Кафе "Зодиак", что в одном здании с гостиницей "Саквояж" (где мы ночевали), работает с семи часов утра, но мы ждать открытия не стали, рассчитывая позавтракать в Усогорске. Хотя Интернет и подсказывал, что там есть всего пара кафе, одно из которых работает аж с 11 часов утра. Но мы в седьмом часу утра всё-таки выехали в сторону Усогорска голодными.

Погода потихоньку менялась. В первый день нашего путешествия температура была едва-едва минусовая. На второй день стало чуть холоднее, мороз был ниже пяти градусов. Ну а на третий день с утра похолодало до минус десяти или ниже. При этом перестал идти снег, активно валивший предыдущие два дня.



После выезда из Микуня дорога, как видно на фото, пошла отличная: широкая, хорошо почищенная. Конечно, асфальта здесь не было и в помине: это грейдер, а зимой он полностью покрыт снегом. Тем не менее, такая дорога позволяла держать скорость 60-80 км/ч, что весьма неплохо. Но я ехал и думал о другом: насколько проезжим окажется зимник на границе двух регионов? Не очень удачная ситуация: в предыдущие дни его завалило снегом, и почистить наверняка ещё не успели - а теперь преодолевать его нам предстоит в мороз. Были у меня мысли, что Ховер к подобным путешествиям нужно всё-таки более серьёзно готовить с внедорожной точки зрения: в дополнение к имеющемуся лифту подвески есть смысл сделать ещё и лифт кузова, после чего обзавестись летними и зимними колёсами максимального влезающего размера - т.е. 32". Чтобы не ехать на колёсах штатного диаметра 29" и дрожать, что не проедем по заснеженному зимнику и придётся искать другие варианты.



Погода точно менялась: вскоре сквозь облака показалось солнце, которое со временем начало светить так ярко, что даже пришлось надеть солнечные очки. Яндекс-карты (которые перестали работать сразу после выезда из Микуня, т.к. пропала сотовая связь и вместе с ней мобильный Интернет) изначально рисовали два возможных пути от Микуня до Усогорска: на развилке перед Яренгой якобы есть возможность повернуть налево или направо, оба пути ведут в Усогорск. На местности же никакой развилки фактически не оказалось. То есть, возможно, летом она и существует, и направо ведёт какая-нибудь лесная дорога. Зимой же есть единственный путь - налево, по основной дороге. Если ехать от Микуня в Усогорск, то ошибиться сложно - нужно просто придерживаться цивилизованной, проезжей дороги. А вот из Усогорска поехать не по той дороге, видимо, проще простого: в каком-то отчёте путешественников-джиперов я читал, как люди поехали из Усогорска на юг, а через несколько десятков километров упёрлись в непролазный бурелом и вынуждены были повернуть обратно. В общем, из двух дорог между Микунем и Усогорском, предлагаемых Яндексом, правильная одна - та, которая находится западнее, сопутствует железнодорожной ветке и проходит через Вожский. Восточную дорогу зимой точно не чистят, да и летом возможность по ней проехать очень сомнительна.

После Вожского дорога ухудшилась - стала извилистее, уже и ухабистее. И почищена она была не так хорошо. Скорость пришлось снизить до 50-60 км/ч. Зато сгустившийся вокруг дороги лес временами создавал ощущение зимней сказки.



На плохом участке мы проехали мимо нескольких придорожных деревянных строений (типа беседок, мест отдыха), а также пересекли несколько рек (по мостам, конечно). Перед мостами стояли таблички с названиями рек - тоже на двух языках: на русском и языке коми. (Как мне пояснили, называть язык коми комяцким не очень вежливо, некоторые могут обидеться - хотя я думал, что это почти официальный термин.) "Река" на языке коми называется "ю". Узнав это, я по-другому взглянул на название реки Юг под Великим Устюгом. Да и на названия рек Немнюга, Латьюга, Мудьюга - тоже. Может быть, это "ю" на языке коми и "юг" в окончаниях названий рек по-русски идёт ещё от чуди? Ведь именно чудь проживала в этих краях в средние века, пока не была вытеснена новгородцами.

Поскольку сотовая связь и мобильный Интернет, пропавшие сразу после выезда из Микуня, стали время от времени появляться, мы ехали по Яндекс-картам. Логично, что мы в тот момент были единственными, кто на этой одинокой лесной дороге пользовался такой программой. И любопытно было посмотреть, как Яндекс оценивает уровень пробок. Видимо, дорога поделена на участки определённой длины. Как только мы въезжали на новый участок, Яндекс показывал дальнейший маршрут серым цветом: мол, информации о пробках нет. Когда мы доезжали примерно до середины участка, дальнейший маршрут обозначался зелёным: система считала данные о нашей скорости и сделала вывод, что пробок на участке нет. На следующем участке всё повторялось. По ощущениям, участки были длиной около 10 километров.

Дорога снова стала хорошей через 50 километров, в районе Ёдвы - пошла широкая, прямая, ровная, почищенная до льда. Лес вокруг как-то менялся, будто ощущалось приближение тундры. Хотя на самом деле ещё не одну сотню километров на север идёт тайга, потом лесотундра. Настоящая тундра начинается уже ближе к берегу моря.



Хорошая дорога позволяла держать скорость 80-90 км/ч. Ближе к Усогорску нас обогнал Land Cruiser 200, ехавший не менее 110 км/ч (и не страшно было водителю). За все 180 километров никто, кроме него, нас не обгонял. Перед самым Усогорском мы услышали какой-то треск в районе заднего правого колеса. Остановились, вышли посмотреть. Оказалось, колёсные арки изнутри покрылись толстым слоем утрамбованного снега (налетело за два дня движения по заснеженным дорогам), а тут толстый кусок этого снега отвалился и застрял между колесом и подкрылком. Он-то и издавал этот треск. Проехали несколько метров задним ходом, чтобы дать ему вывалиться, и продолжили путь к Усогорску.

Усогорск начинается неожиданно, ещё за километр или даже за полкилометра до него кажется, будто просто едешь по бескрайней тайге - а потом вдруг из-за леса появляются строения, дорожные указатели. Первым делом мы заехали на заправку "Лукойл". Хотя в Микуне и залили полный бак, здесь тоже надо было дозаправиться: дальше на пути - полная неопределённость с бензином (хотя в Карпогорах вроде даже несколько АЗС есть, но до Карпогор ещё доехать надо). На заправке, несмотря на ранний час, был ажиотаж - все подъезжали с большими ёмкостями под бензин. Подъехал Дэу Матиз, водитель достал 60-литровую канистру и начал её заполнять. Подъехал Форд Фокус, водитель открыл багажник - а багажник весь заставлен канистрами, полностью. И парень стал заполнять все канистры, даже не вынимая их из багажника. Вся эта картина очень доходчиво проиллюстрировала, в какую местность мы попали: АЗС здесь далеко не на каждом шагу, бензином все вынуждены запасаться.

Залив полный бак, мы отправились искать кафе, чтобы позавтракать. Проехались по Усогорску до адреса кафе "Ретро", найденного в Интернете. Кафе по этому адресу, действительно, есть. Только оно уже давно называется не "Ретро", там вообще какая-то пиццерия. Когда мы вышли из машины и направились в кафе, нас догнал кавказец (видимо, местный торговец), поинтересовался, чего мы хотим тут купить. Узнав, что мы хотим всего лишь позавтракать, слегка разочаровался и сообщил, что кафе не работает: его хозяин уехал в отпуск. Зато подсказал, что в конце улицы есть закусочная "Югра", позавтракать можно там. Туда мы и направились. До открытия столовой в 10 часов утра оставалось меньше 10 минут. Мы наведались в находящуюся в том же здании кулинарию (она работает с восьми часов утра), но ничего подходящего для завтрака там не нашли. Пришлось чуть-чуть подождать открытия столовой.



Кормят в столовой сытно и недорого, обслуживают быстро, можно платить банковской картой. Хлеб - только белый буханочный (видимо, какой-то местный), не очень хороший. И остальную пищу я бы тоже не назвал вкусной, но нам в тот момент было не до изысков: нужен был просто сытный горячий завтрак, чтобы спокойно ехать в глушь, в тайгу. И в столовой "Югра" нам такой завтрак дали.

Позавтракав, продолжили свой путь. На улице Димитрова (где расположены бывшее кафе "Ретро" и столовая "Югра") есть ещё супермаркет "Магнит". Надумали купить там бутылку воды в дорогу. Саша пошёл в магазин, вернулся небыстро и злой: в одиннадцатом часу утра в этом "Магните" уже были большие очереди. Хотя воды всё-таки купил. Больше ничего мы в Усогорске смотреть не стали: как я понял, особых достопримечательностей там и нет - обычный лесозаготовительный посёлок, построенный при Советской власти с расчётом на болгарских лесорубов. Болгары тут и жили до начала 90-х годов, потом уехали, после чего посёлок пребывает в некотором упадке. Хотя в Усогорске есть деревянная церковь (новодел, что логично), памятники Ленину и болгарскому революционеру Димитрову. Усогорск - не единственный в своём роде: кроме него, под болгар были построены ещё Междуреченск (мимо которого мы на тот момент уже проехали), Благоево (которое нам предстояло проехать) и Верхнемезенск. Последний посёлок сейчас вовсе нежилой, заброшенный. Побывать в нём было бы тоже интересно, но это надо делать летом. От Усогорска он довольно далеко.

Мы выехали из Усогорска и направились на запад. Дорога шла отличная - конечно, полностью заснеженная, но мы ехали со скоростью 80-90 км/ч. Но оставался вопрос, каков будет зимник на границе регионов. Думали, что если упрёмся во что-то непроезжаемое - придётся возвращаться в Усогорск и ехать от него на север, вниз по Мезени-реке, через Большую Пыссу, Вожгору, Койнас, Палащелье и Белощелье, Ценогору и Колмогору до Лешуконского. В этом случае посещение среднего Пинежья бы отменялось - Нюхчу, Суру, Верколу и Карпогоры мы бы не повидали. Да и со следующим ночлегом была бы непонятная ситуация: от Усогорска до Лешуконского 350 километров, их ещё надо успеть проехать за полдня - а ближе Лешуконского ни гостиниц, ни гостевых домов я не знал.

Попутное и встречное движение на отличной дороге было по-прежнему в основном представлено лесовозами. Мы проехали Чим и Благоево, пересекли по мосту широкую реку - потом я выяснил, что это Вашка, которую нам ещё предстояло пересекать в процессе дальнейшего путешествия (только уже не по мостам). В Благоеве ещё была сотовая связь, сразу после него она пропала - и уже очень надолго. Потом мы переехали реку Усовку и доехали до развилки. Почищенная и накатанная дорога уходила направо, на север. Нас же интересовала дорога на запад, в Пинежье. Дорога, безусловно, тоже была не заброшенная. Какое-то время назад её чистили, с тех пор дорогу завалило снегом, но в снегу была накатана уверенная колея.



Время было - двенадцатый час (всё-таки много времени заняла дорога до Усогорска). Погода - солнечная, около 15 градусов мороза. Постояв немного и проникшись моментом, мы въехали на эту занесённую снегом дорогу. Ехалось по ней отлично на заднем приводе, только почему-то адски трясло. Это было единственным обстоятельством, заставлявшим ехать медленно, со скоростью 20-30 км/ч. Вероятно, по этой дороге в оттепель проехался какой-нибудь вездеход-грузовик на "злых" колёсах, потом его следы замёрзли - вот на них так и трясло. Но у меня в голове сидело убеждение, что такая дорога будет всего около десяти километров, а потом начнётся Архангельская область, где зимник станет менее широким, но лучше расчищенным.



Вскоре показался встречный транспорт - какой-то лёгкий грузовик. Я думал съехать с колеи, чтобы пропустить его - но грузовик сам съехал правой стороной в снег, оставаясь левыми колёсами в правой колее. Включил полный привод, тоже съехал правой стороной в сугроб и объехал его. За грузовиком стоял его водитель, успевший вылезти:
- Здорово, мужики! Далеко ли до Усогорска?
- Где-то 70 километров, - ответили мы.
- И что, все 70 километров такая?.. - водитель употребил такое заковыристое матерное слово, что я его сейчас даже не вспомню (на лице его в этот момент была непередаваемая смесь эмоций).
- Да нет, такая - всего километра два, потом пойдёт хорошая дорога, почищенная.
- Ух, это хорошо, а то уже задолбались!
- А в ту сторону сколько такая дорога идёт?
- Да знаешь, километров 30, потом пойдёт ровнее, но узкая - с "Камазом" никак не разъедешься!
Мы пожелали друг другу счастливого пути и поехали дальше, каждый в свою сторону.

Дорога не улучшилась ни через 10 километров, ни через 15 километров - продолжалась такая же трясучка на одиночной колее в снегу. В одном месте рядом с колеёй мы видели припаркованную "Шевроле Ниву" с прицепом, от которой в лес уходил снегоходный след. И ещё один раз мы встретили пару лесовозов. Чтобы пропустить их, я заранее съехал с колеи полностью в снег, предварительно включив для этого понижайку. Отметил, что по такому снегу Ховер на первой пониженной уверенно едет, даже при штатном давлении в колёсах. То есть даже при полном отсутствии накатанной колеи, если бы вся дорога была завалена снегом - теоретически, была бы возможность проехать. Другой вопрос, сколько времени бы на это ушло. Кроме грузовика, "Шнивы" с прицепом и двух лесовозов, мы никого на всём "диком" участке и не встретили.



Спустя 25 километров и час времени, мы въехали в Архангельскую область. Об этом нас уведомил знак, стоящий на дороге. Я думал, что эта дорога какая-то полудикая, летом вообще не существующая, поэтому дорожных знаков на ней нет и быть не может. Потом прочитал, что летом дорога вполне проезжаемая, вот в межсезонье - может быть труднопроезжаемой, в зависимости от погоды. После пересечения границы регионов дорога, действительно, сузилась, но была хорошо почищена. Я обрадовался и погнал со скоростью 40-50 км/ч. Столь хорошая жизнь длилась около шести километров, дальше дорога опять ухудшилась. Тем не менее, мы ехали 30-40 км/ч - всё-таки чуть быстрее, чем до границы регионов. По сторонам иногда можно было видеть следы работы тех самых лесовозов - старые вырубки.



Деревянные навесы, как на фото, встречались вдоль зимника регулярно. Саша тут же придумал для подобных конструкций термин "бухалочная". На мой вопрос, почему именно "бухалочная", он сказал:
- А для чего ещё они нужны? Идут люди по лесу, увидели навес - сели, выпивают. Бухалочная и есть!

Наконец, вырубки кончились, дорога пошла сквозь густой лес. Судя по карте, мы уже почти доехали до реки Пинеги, и поменяли направление движения: теперь ехали не строго на запад, а на северо-запад. Так мы добрались до первого населённого пункта Архангельской губернии - деревни Кучкас. Деревня не просто жилая - ежегодно летом рядом с ней организуется одноимённый детский лагерь. По крайней мере, до 2014 года так было, пока не произошла не очень внятная история с найденной у отдыхающих детей чесоткой, после чего лагерь из "Кучкаса" был переименован в "Эко-мир", а учредитель и директор лагеря (две женщины) были в прошлом году осуждены на три года условно. Но вроде бы лагерь работает до сих пор.

Трек нашего пути из республики Коми до Кучкаса можно посмотреть тут: http://gpsloglabs.com/share/c9505a708571029bb0fa696b1c230e7c7e5542ae/ Или тут:



Таким образом, "спецучасток" имеет длину чуть больше 50 километров (а не 10 км, как я почему-то думал). Из них половина - по территории республики Коми (качество дороги хуже, чистят хуже, скорость ниже), половина - по Архангельской области (дорога уже, но лучше чистится, скорость повыше). Проезд данного участка занял у нас два часа. От Кучкаса уже пошла отличная для этих краёв дорога - широкий грейдер, неплохо почищенный (не до земли конечно), позволявший держать скорость 50-60 км/ч.



На фото показано состояние дороги и забавное название реки на табличке. На самом деле, дорога пересекает реку Малую Очу уже после Нюхчи, которая была следующим населённым пунктом на нашем маршруте после Кучкаса. Вернее, на карте сначала нарисована Занюхча, потом (за рекой Нюхчей) уже Нюхча. На местности почему-то никакой Занюхчи не было, сразу стояла табличка "Нюхча". Есть ещё версия, что местные жители по обеим сторонам реки называют Нюхчей свою деревню, а Занюхчей - противоположную, из-за этого может возникать путаница. Но сама деревня (или всё-таки две деревни) - большая, жилая, справная. Шоссе проходит сквозь всю деревню, что позволило нам рассмотреть местные дома и прочие постройки. Сразу бросилось в глаза наличие бревенчатых домов, срубленных "в шип". Я привык к деревянным домам средней полосы, которые практически все срублены "в лапу".

Тем не менее, останавливаться и фотографировать мы ничего не стали, поехали дальше. Дорога шла вниз по течению Пинеги, иногда выходя на сам берег, с которого можно было рассмотреть реку. Мы добрались до Сосновки. Сотовой связи, к слову, не было ни в Кучкасе, ни в Нюхче, ни в Сосновке. Посёлок Сосновка особенно ничем не примечателен. Есть там церковь, но это не красивое архитектурное сооружение, а обычная бревенчатая изба, обшитая тёсом. (Таких церквей нам ещё предстояло увидеть несколько на своём пути.) Но на карте значилось, что в Сосновке есть АЗС. Мы въехали в посёлок и стали искать заправку. Остановились на дороге спросить у местного жителя. Он указал правильный путь. У него же спросили о дороге на Суру - мужик тоже рассказал. Я уточнил, как пересечь Пинегу, на что он ответил, что по ледовой переправе - но он не знает, существует ли она нынче. Сначала мы по его наводке нашли АЗС.



Таких заправок я даже в детстве не видел. АЗС находится на территории со шлагбаумом. Днём-то он был открыт, а на ночь его, видимо, закрывают - учитывая, что заправка работает не круглосуточно, а с 8 до 20 часов. Сами колонки, видимо, тоже закрывают на замок - как видно из фото, такая возможность предусмотрена конструкцией. Самое главное - 95-го бензина там в наличии не было: только 92-ой и солярка. Поскольку у нас был запас топлива в баке, а также две канистры, заправляться мы не стали.

Поехали искать дорогу на Суру. По пути к реке Пинеге мы упёрлись в сугроб. Развернулись, обратив внимание на следы чьих-то ещё разворотов в этом же месте. Подумали, что ледовой переправы нынче нет, как и в Красном. Я успел подумать, что на сайте ador.ru был актуальный список переправ, что других нынче нет - то есть на левый берег Пинеги мы и вовсе не попадём, надо продолжать движение по правому берегу, заехать в Явзору, Верколу, добраться до Карпогор и там заночевать. Но на всякий случай мы всё-таки решили осмотреться, и буквально в нескольких десятках метров нашли другую дорогу к Пинеге. Спустились вниз - и перед нами предстала официальная, оборудованная ледовая переправа. Да ещё и грузоподъёмностью 15 тонн!



Отстегнули ремни безопасности. Два с половиной дня мы ехали в другой мир. Ледовая переправа, ретро-АЗС в Сосновке, сосновский мужик, указавший нам путь - вся местная окружающая обстановка показывала, что мы, наконец, в него попали.

Следующая глава
Предыдущая глава
Tags: black_turbo_hover, off_road, travels, Поморье, Русский Север
Subscribe
promo beacon1143 july 21, 2013 23:17 2
Buy for 10 tokens
Шла весна 2004 года. Я тогда учился в 11 классе СУНЦ МГУ – физико-математической школы имени А.Н. Колмогорова. Мы учились и жили в общежитии в «филейной части белокаменной Москвы», а на каникулы и на праздники ездили домой. С одного такого случая вся история и началась. Был у меня одноклассник и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments