?

Log in

No account? Create an account

В погоне за эмоциями

Previous Entry Share Flag Next Entry
Хроники чёрного турбо-Ховера. Глава CV. Мезенская одиссея: Кулогорская Троя и Пинега
beacon1143
Наступивший день обещал быть не слишком напряжённым. Предполагалось доехать до Архангельска, до которого оставалось чуть больше 200 километров, по абсолютно круглогодичной дороге, без зимников и даже без ледовых переправ, по пути осматривая достопримечательности (в основном - пещеры Пинежья). За пять дней накопилось недосыпание, поэтому встали мы с Сашей непозволительно поздно - аж в восьмом часу утра.

Собрали вещи, погрузились и без завтрака выехали из гостевого дома "Аэропорт". Ещё до выхода я сказал Саше, что у нас может возникнуть такая традиция: ближе к концу путешествия, когда основные трудности уже пройдены, мы ночуем в какой-то дыре, а наутро не можем завести машину. Однако мороз был чуть ниже 20 градусов, и двигатель запустился легко.



По дороге мы вернулись на несколько сотен метров назад, пересекли Кулойский канал и въехали в саму деревню Кулогору. Там мы хотели увидеть пещеру Кулогорская Троя и залезть в неё. В гостевом доме нас совершенно справедливо предупредили, что троп к входам в пещеру нет, кругом сугробы. Мы покружили по деревне на Ховере в бесплодных попытках максимально близко доехать к входу К-2, потом оставили автомобиль в центре деревни и пошли дальше по тропе. За нами увязалась мелкая громко гавкающая собачонка, которая в определённый момент цапнула Сашу за ногу. Не до крови, но всё равно неприятно. Пугнули собаку электрошокером, она отстала. Руководствуясь навигатором, сошли с тропы и пошли перпендикулярно ей по сугробу. Дошли до берега Кулойского канала и упёрлись в двухметровый отвесный обрыв. Я каким-то образом, держась за кривое дерево и находя ногами точки опоры, спустился. Саша мне сказал: "А как ты планируешь обратно подниматься?"



Он постоял над обрывом, подумал - и пошёл по сугробу искать обход. Надо сказать, не слишком большой крюк он сделал, чтобы дойти до входа К-2 в пещеру.



Я скинул рюкзак, достал фонарик и рацию. Саша сразу сказал, что в пещеру не полезет, а будет стоять у входа на связи - на случай, если я застряну.



А я полез налегке, без рюкзака.



В пещере суточное и сезонное колебание температур традиционно меньше, чем на поверхности. Внутри - иней.





Какие-то интересные минералы. Основная порода там - гипс.



В пинежские пещеры всего приятнее ходить зимой, когда вода и грязь замерзает. Бродишь по льду, сверху свисают сосульки.



Уровень льда зимой тем выше, чем выше был уровень воды осенью. Лето 2017 года выдалось дождливым, сырым - поэтому и уровень льда в пещере был довольно высок. Очень быстро я упёрся в проход высотой примерно метр. Поскольку ползать на четвереньках в мои планы не входило - повернул назад к выходу.



По пути едва не потерял рацию. Всё-таки гражданская одежда в этом плане ужасно неудобна: не к чем пристегнуть рацию и тому подобное снаряжение. Вернулся и нашёл, где её обронил.



От входа К-2 заснеженная тропинка вела к входу К-1. Вот туда спускаться уже не рекомендуется без спелеологического опыта и соответствующего снаряжения (как минимум, "нить Ариадны" нужна).



В общей сложности есть четыре входа в пещеру. Дилетантам вроде нас с Сашей рекомендуется лазить только в К-2 и К-4 (Водная пещера). Но до К-4 по сугробу мы бы не дошли. (Всё-таки для зимних путешествий по Северу нужны снегоступы.) Поэтому полезли наверх, возвращаться на тропу. С возвышенности было видно и Кулойский канал, и гостевой дом "Аэропорт", в котором мы ночевали.



Кулогора - живая, жилая деревня. Но в ней встречаются и заброшенные дома.



По тропе мы вернулись к Ховеру. Около него бегала уже свора собак (видимо, явились на выручку той шавке). Отпугнули их разрядами электрошокера, погрузились в автомобиль. После трогания на полном приводе без пониженной - запахло сцеплением. Вроде бы дорога расчищенная, а всё равно вся в снегу.

Мы выехали из Кулогоры и вскоре доехали до Пинеги - уже не реки, а посёлка. На въезде увидели указатель на АЗС с ценами, причём в перечне был 95-ый бензин! Мы обрадовались: цивилизация всё ближе. Заехали, заправили около 30 литров до полного бака. Возможно, если бы не эта заправка, дальнейшее путешествие сложилось бы по-другому - но об этом позже. Приехали в центр посёлка.



Центр Пинеги показался мне похожим на центр Солигалича. Старинные белокаменные здания, двухэтажные дома, у которых первый этаж каменный, второй - деревянный. Возможно, похожесть связана с древностью этих населённых пунктов: Солигалич впервые упоминается в летописи в XIV веке, а Пинега - аж в XII веке! Но в Пинеге, в отличие от Солигалича, мы увидели двухэтажные дома из бруса с балконами, как в Каменке.



А вот памятник гусеничной технике - видимо, новодел. Даже не знаю, что это за тягач. ГТС - он сразу узнаётся, а тут что-то редкое.



В Пинеге есть большая гостиница. Вот где надо было ночевать, уж там наверняка есть душ.



Мы зашли поинтересоваться, есть ли в гостинице кафе. Оказалось, что нет, но нам посоветовали столовую на центральной улице Пинеги, совсем рядом. И в этой столовой мы очень вкусно, сытно и недорого позавтракали. Фирменное блюдо - треска по-пинежски, очень вкусная. Мы с Сашей даже потом подходили брать вторую порцию. После завтрака поехали дальше. На выезде сфотографировали большое новое здание - среднюю школу.



И покинули посёлок, направляясь дальше на юго-запад.



Получается, сначала мы доехали от Пинеги-реки до Мезени-реки, а теперь преодолели путь от Мезени-города до Пинеги-посёлка.

Следующая глава
Предыдущая глава

promo beacon1143 july 21, 2013 23:17 2
Buy for 10 tokens
Шла весна 2004 года. Я тогда учился в 11 классе СУНЦ МГУ – физико-математической школы имени А.Н. Колмогорова. Мы учились и жили в общежитии в «филейной части белокаменной Москвы», а на каникулы и на праздники ездили домой. С одного такого случая вся история и началась. Был у меня одноклассник и…

  • 1
2 недели, как приехал из Пинеги. С 95-м проблемы, а если есть, то по 51 руб за литр и при этом качество неизвестно. Вот фото двухнедельной давности..



Edited at 2018-08-01 02:17 am (UTC)

Вот у меня потом возникли некоторые подозрения, что бензина в Пинеге нам с водичкой налили.

А что за тягач там на постаменте стоит?

Edited at 2018-08-01 10:49 am (UTC)

Раньше в Пинеге лукойловская заправки была, проблем с топливом никаких не было. Теперь заливаем в Архангельске полный бак и пару-тройку канистр с собой берем.
На постаменте-обычный трактор-трелевочник, марку не знаю. Он "хлысты" вывозит из леса..

а пещеры сами по себе большие?

В Интернете пишут, что Кулогорская Троя имеет общую длину 16 километров. Но я прошёл в К-2 метров двадцать, не больше. Дальше надо было бы уже ползти.

Голубинский провал-800 м(это туристический маршрут), а так она намного больше.

  • 1