?

Log in

No account? Create an account

В погоне за эмоциями

Previous Entry Share Next Entry
Хроники чёрного турбо-Ховера. Глава CVII. Мезенская одиссея: подземный мир Пинежья
beacon1143
О пещерах под Березником я раньше, до путешествия, не знал. Наверно, снова сказалась привычка поверхностно подходить к вопросу изучения достопримечательностей перед поездкой, уделяя большее внимание вопросам еды, жилья и топлива. Но в гостевом доме "Аэропорт" в Кулогоре нам сказали, что, помимо Кулогорской Трои и Голубинских пещер, есть ещё пещеры под Березником, заслуживающие посещения. Точных координат нам, разумеется, не дали. Но на OSM-картах в районе Березника пещеры обозначены аж в двух местах рядом с трассой. Съезды к обоим этим местам я отметил в навигаторе. И на одной из этих точек мы обнаружили импровизированную парковку рядом с дорогой, на которой стояло несколько машин и даже экскурсионный автобус!

Чем ближе к городу (как здесь называют Архангельск), тем больше туристов. Зато сразу стало понятно, что пещеры здесь есть и они посещаемы. Мы аккуратно пристроили Ховер на свободное местечко между двух автомобилей, вылезли и пошли пешком. Широкая и почти расчищенная дорога вскоре сменилась узкой тропой, в самом начале которой экскурсовод инструктировал группу школьников. Подростки выстроились на тропе в колонну, обойти их возможности не было - пришлось ждать, а потом идти за группой след в след. Впрочем, скоро они дошли до первой пещеры, возле которой снова начался инструктаж.



Пещер там четыре: Заповедная, Большая Пинежская, Капитан Немо и Северная Венеция. Но я уже не помню, в каком порядке мы их посещали. Потому что когда мы видели у входа в пещеру или внутри неё группу школьников из двух десятков человек - мы проходили к следующей пещере и лезли в неё, пока там свободно. Если память не изменяет, на фото выше группа стоит у входа в Заповедную пещеру, а мы полезли сначала в Большую Пинежскую.



Оценив суровый мороз ещё возле водопада, я оделся максимально тепло: на ноги - сапоги "Хаски", на руки - меховые рукавицы из "Декатлона".



Саша тоже оделся соответствующим образом: надел шапку-ушанку, тёплые рукавицы и замотался шарфом. Он сразу сказал: "Вот в такие пещеры можно и залезть", - они ему понравились больше, чем Кулогорская Троя.



Хотя в пещерах-то как раз теплее, чем на поверхности. Экскурсовод у входа ещё упоминал, что уровень льда в пещерах тем выше, чем дождливее было прошедшее лето.



Вылезли из пещеры, перешли в следующую. Вот уж и не помню точно, но вроде бы вернулись назад в Заповедную.



В пещерах бродили по толстому прозрачному льду, было довольно скользко даже в "Хасках" с шипованными подошвами.



А пыль минералов со стенок пещеры пачкала одежду и снаряжение.



Ещё особенность пещер - ледяные сталактиты и сталагмиты. Видимо, следствие более стабильного, чем на поверхности, температурного режима.



Вот это, кажется, пещера Капитан Немо.



Внутри иней.



А вот вход в последнюю пещеру - Северную Венецию.



В таком узком проходе приходилось передвигаться на корточках, чтобы не запачкаться о стенки пещеры. А местами лёд был не совсем горизонтальным, и мы по нему просто скатывались.



Но в глубине пещеры появилась возможность выпрямиться во весь рост.



А вылезали из последней пещеры мы через другой вход, до которого добирались тоже через низенький узенький проход. Видимо, в этой пещере два входа.



Выбравшись на поверхность слегка перепачканными, мы по той самой узкой, но хорошо натоптанной тропке вернулись к Ховеру. GPS-трек от самой дальней пещеры Северная Венеция до начала широкой и почти расчищенной дороги можно посмотреть тут (хотя там мимо тропы промахнуться сложно):



Выехав с парковки, мы снова двинулись в путь в сторону Архангельска, на юго-запад, вниз по Пинеге. Мы всё больше приближались к цивилизации. Одним из признаков этого был увиденный нами экипаж ДПС, стоявший на обочине дороги и оформлявший ДТП. Никаких машин ДПС мы не видели, начиная, наверно, с Великого Устюга. Да и ДТП на таких дорогах - тоже редкость. Вернее, улететь в кювет на скользкой дороге как раз несложно, но вот чтобы две машины столкнулись - такое на местных пустынных трактах встречается явно нечасто.

В Гбаче мы проезжали ремонтируемый мост. Вернее, рядом с основным мостом был сооружён какой-то временный, по которому мы и пересекли реку Северный Гбач. Ещё помню, что в Кузомени по карте трасса идёт в объезд и спускается к самой Пинеге, а в реальности мы проехали выше, через деревню. Примерно там же Саша обратил внимание, что бортовой альтиметр Ховера показывает высоту 0 метров над уровнем моря, и усомнился в корректности показаний. Я ответил, что "цена деления" альтиметра - 20 метров, а реальная высота над уровнем моря в этом месте вполне может быть меньше 10-20 метров. Саша в такую возможность не поверил. Но я потом смотрел по треку - реальная высота над уровнем моря местами была, действительно, меньше 10 метров.

Уже в четвёртом часу дня мы приехали в Леуново и заехали пообедать в знаменитое местное кафе "У Валентины" (хозяйка которого, по-моему, даже почётную грамоту получила от местной администрации за организацию хорошего заведения общепита). Мои волосы и обе шапки были насквозь мокрые от пота (после лазанья по сугробам возле водопада и по пещерам), а основная шапка была ещё и слегка перемазана грязью из пещер (как, кстати, и брюки, и пуховик, и чехол от фотоаппарата). Саша мне одолжил свою сухую запасную шапку, чтобы я с мокрыми волосами не простудился, вылезая из Ховера. А накормили нас в этом кафе весьма неплохо и недорого. Когда отъезжали от кафе, сфотографировали панельный двухэтажный дом - ещё один призрак Советской власти.



Продолжив путь, мы быстренько добрались до Белогорского (хотя скорость на заснеженной и обледенелой трассе по-прежнему не превышала 60-70 км/ч).



Осмотрели Казанскую церковь (новодел, построена 6-8 лет назад) и успешно взяли связанный с ней геокешерский тайник.



Уже вечерело. Если бы мы ехали напрямик в Москву - то мы бы двинулись на запад, пересекли Северную Двину по ледовой переправе в Усть-Пинеге, проехали бы Холмогоры и выехали на одноимённую трассу М-8, по которой направились бы на юг. Но ночёвка была запланирована в Архангельске, поэтому от Белогорского мы повернули на северо-запад и поехали вниз по Северной Двине. Дорога ощутимо улучшилась, что позволило увеличить скорость до 80-90 км/ч. А когда нам встретился автомобиль Ниссан Теана, я с некоторой грустью подумал, что мы уже покинули диковатые и самобытные места Пинежья, Лешуконья, Мезенского края и вернулись в цивилизацию.

Дело в том, что с момента покидания Усогорска и вот до Белогорского ассортимент встречаемых нами автомобилей был не слишком широким (при нынешнем-то разнообразии моделей на рынке). По моим ощущениям, на Пинеге, на Вашке и на Мезени легковой авторанспорт представлен практически полностью следующими моделями:
- в большом почёте УАЗы и "Нивы" - как старые, так и новые (УАЗ "Патриот" и "Шевроле Нива");
- старые ВАЗы и прочие отечественные легковушки тоже есть, но их немного (в отличие от большинства деревень средней полосы России);
- довольно много Логанов и почему-то особенно много Сандеро;
- неожиданно много кроссоверов марки "Рено" и "Ниссан": Дастеры, Каптюры, парочку новых Террано видел;
- изредка встречаются прочие кроссоверы, типа Аутлендера;
- Ховеры встречаются, но редко - вот только в Мезени повышенная концентрация Ховеров;
- дорогих машин встречается мало, все они без исключения представлены Лэнд Крузерами и Лексусами аналогичных размеров;
- необычно много автомобилей с крытыми прицепами - тут всё понятно, что в прицепах снегоходы, которые для северных краёв очень актуальны.
То есть Теана в эту картину никак не вписывается. Вместо Теаны житель тех краёв скорее купит УАЗ "Патриот" или тот же Ховер, которые обойдутся дешевле и будут намного практичнее, т.к. тяжёлый и низкий моноприводный седан по некоторым местным дорогам просто не пройдёт.

Надо сказать, что наличие относительно новых бюджетных иномарок возле домов в деревнях и сёлах сразу же вызвало у меня приятные мысли: Русский Север не выживает, он живёт! Местный автопарк выгодно отличался от автомобилей в деревнях средней полосы России: там-то чаще встретишь старые ВАЗы, "Москвичи", ржавые Нексии и т.п. Потом я прочитал, что причина этого - в том, что в тех северных краях отсутствует круглогодичное автомобильное сообщение с "большой землёй". С одной стороны, в таких местностях людям платят "северные" надбавки, что обеспечивает зарплаты несколько выше, чем в средней полосе. С другой стороны, вдали от цивилизации эти деньги и тратить особенно некуда. Вот люди и покупают относительно неплохие автомобили (тем более, и с пассажирским транспортом там всё не так хорошо).

Возвращение в цивилизацию ознаменовалось также появлением на дороге асфальта, не скрытого под снегом и льдом. Когда колёса Ховера коснулись асфальта, мне в первый момент показалось, что машина будто приклеилась к дороге. Естественно, сцепление шин с асфальтом намного сильнее, чем со снегом и со льдом. Но я за четыре дня и более чем тысячу километров совершенно отвык от этого ощущения.

За час с небольшим мы добрались до деревни Хорьково (бывшее село Лявля), где уже в сгустившихся сумерках осмотрели деревянную церковь Николая Чудотворца, построенную аж в XVI веке.



И рядом с ней каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенную в начале XIX века.



Там же успешно взяли очередной геокешерский тайник.

Пользуясь появившимся скоростным мобильным Интернетом, мы забронировали номер в архангельской гостинице "Арго". До Архангельска было уже рукой подать. Можно было разглядеть огни города (как его здесь принято называть) и трубы котельных.



Мы поехали дальше, преодолевая по асфальту последние десятки километров до Архангельска. Ощущалось облегчение: вот через каких-то полчаса мы окажемся в комфортном тёплом номере гостиницы с горячим душем и мягкими кроватями, переночуем, отдохнём. На следующий день не спеша съездим в Неноксу, осмотрим северный "тройник" (третий после Абрамовской и Ворзогор) - и потихоньку двинемся на юг, в путь до Москвы. По пути переночуем где-нибудь типа Сямжи (главное, чтобы не в Вельске!), и в воскресенье уже окажемся дома. Каких-либо приключений дальнейшая дорога уже не сулила, да нам уже и хватило пинежско-мезенских зимников и пустынных дорог.

Эти тёплые и сытые размышления внезапно прервало железное сердце нашего Ховера. Обороты двигателя начали падать, не реагируя на нажатия педали акселератора. На панели загорелись контрольные лампы, руль потяжелел - прямо как перед Новым годом, когда у нас кончился бензин. Я кое-как спикировал на обочину. Бензобак был почти полный после заправки в Пинеге - но автомобиль заглох и напрочь отказывался заводиться.

Следующая глава
Предыдущая глава

promo beacon1143 july 21, 2013 23:17 2
Buy for 10 tokens
Шла весна 2004 года. Я тогда учился в 11 классе СУНЦ МГУ – физико-математической школы имени А.Н. Колмогорова. Мы учились и жили в общежитии в «филейной части белокаменной Москвы», а на каникулы и на праздники ездили домой. С одного такого случая вся история и началась. Был у меня одноклассник и…

  • 1
Интересно читать, очень. Кафе "У Валентины" уже скурвилось, лучше в Белогорском сейчас поесть. У Валентины готовили отменные сырники и блины, теперь фуфло. И хозяин этой забегаловки весьма суровым оказался, когда мы у него спросили, почему нет сырников. Ответил типа "какое ваше собачье дело" только с нецензурной лексикой, "что хочу, то и продаю". Котлеты теперь из пачек достают и жарят(раньше делали из мяса).Туалет не работает тоже. А вот кафе в Белогорском, наоборот сделало правильные выводы. Теперь все мезенские маршрутки останавливаются там.

  • 1