?

Log in

No account? Create an account

В погоне за эмоциями

Previous Entry Share Flag Next Entry
Хроники чёрного турбо-Ховера. Глава CX. Мезенская одиссея: эпилог
beacon1143
Из предыдущего путешествия мы вернулись в Москву поздно вечером в субботу, и значительную часть следующего дня я провёл дома под тёплым одеялом, переосмысливая и заново переживая свои впечатления. А потом ещё целую рабочую неделю жил в Москве один, продолжая по вечерам предаваться воспоминаниям и писать путевые заметки. В этот раз всё было по-другому: придя с мороза домой, я наскоро пообедал и побежал на работу. Ну а потом началась стандартная семейная жизнь: днём - работа, утром и вечером - хлопоты с детьми и по дому. Поваляться, вспоминая свои приключения с улыбкой на лице, было особенно некогда. Так что эпилог будет короткий и, в основном, технического характера.

В первую очередь надо сказать, что решение ехать на Север не в новогодние каникулы, а в конце февраля - правильное. Световой день в это время намного длиннее, что позволяет осмотреть при дневном свете гораздо больше достопримечательностей. Кроме того, для Мезени и её окрестностей характерна необходимость пересекать реки по ледовым переправам (которые наш Ховер преодолевал в общей сложности около 25 раз) и местами передвигаться по зимникам. Многие ледовые переправы в начале января либо ещё вовсе закрыты, либо функционируют с минимальной грузоподъёмностью в две тонны (что для легковушки нормально, а для Ховера - уже на пределе). Например, переправа из Мезени в Каменку, по которой мы попали в Долгощелье, открылась только в феврале. На официальных зимниках в начале января также ещё могут проводиться работы.

Несмотря на то, что во время нашей Мезенской одиссеи мороз не опускался ниже 25 градусов, взятые с собой тёплые сапоги и рукавицы всё равно пригодились, без них временами было холодно. Приспособления для закрывания лица - не потребовались, они нужны при морозах ниже 30 градусов. Об утеплении салона и радиатора, о средствах подогрева двигателя для холодного пуска мы перед поездкой не позаботились - и, на наше счастье, они не потребовались. Тормозная жидкость и жидкость сцепления перед путешествием были заменены - и в 25-градусный мороз показали себя отлично (что с ними было бы при более низких температурах, выяснить не удалось). Зарядное устройство для аккумулятора мы в этот раз с собой брали - к счастью, не пригодилось. Палатка и химические грелки "теплоид" тоже, к счастью, не пригодились. Вот что стоит приобрести для последующих поездок - так это книгу по ремонту Ховеров и приличный набор инструментов.

Очень не хватало охотничьих лыж или снегоступов. Из-за их отсутствия до некоторых достопримечательностей просто не удалось добраться по глубокому сугробу, а до некоторых мест путь был сильно затруднён. Вскоре после приезда я купил-таки снегоступы, мы с дочкой их испытали. Оказалось, очень неплохая вещь: по сугробу человек идёт в снегоступах и проваливается где-то до середины голени (то есть идти не тяжело), при этом натаптывая довольно широкую тропинку, по которой следом за ним уже могут идти люди в обычной обуви (конечно, тоже проваливаясь где-то до середины голени - но это всё равно не по колено). Надеюсь, Мезенская одиссея - не последнее моё зимнее путешествие на Север, и в следующих поездках снегоступы найдут своё применение.

Поломка Ховера несколько расстроила. Я до сих пор продолжаю считать причиной выхода из строя бензонасоса некачественный пинежский бензин. Похожесть симптомов отказа бензонасоса на наличие в бензине воды, которая замёрзла, позже подтвердил мастер, пользующийся заслуженным уважением среди владельцев Ховеров. Но гложет мысль, что если бы была вода - она бы осталась в баке, её бы нашли во время ремонта в Архангельске. Не знаю, возможно ли такое, что бензин разбодяжили некоей субстанцией, которая с ним не смешалась и застыла на морозе, тем самым выведя из строя бензонасос, а потом в тепле оттаяла и смешалась-таки с бензином, поэтому при ремонте её и не нашли. Хочется надеяться, что эта поломка произошла всё-таки по вине бензина, а не по причине ненадёжности Ховера. В любом случае, уже после возвращения в Москву я довольно долго занимался ремонтом автомобиля. Как и предполагал, образовалась трещина в выпускном коллекторе. Хотя этим дело не ограничилось: пришлось ещё поменять катушки зажигания вместе с наконечниками и сальники свечных колодцев (похоже, это были последствия езды по трассе в 40-градусный мороз в прошлую поездку). Но восстановление Ховера в полностью исправное состояние - тема для отдельного рассказа, который будет позже.

Немного статистики. Пройдено было 4000 километров (из которых не одна сотня километров - зимники и прочие спецучастки), на бензин потрачено 20 тысяч рублей, на жильё - 16 тысяч. Общие расходы на путешествие точно не считал, но с учётом замены бензонасоса в Архангельске сумма должна слегка перевалить за 50 тысяч рублей. Проехали мы через семь регионов России, в одном из которых (республике Коми) лично я побывал впервые. Как и в прошлый раз, из-за сжатых сроков путешествие получилось "галопом по Европам" - и осталось желание снова вернуться в те края. Особенно хочется прокатиться по Пинежью, вдоль всей Пинеги - и неплохо было бы в тёплое время года.

А главная новизна путешествия по сравнению с предыдущим, на мой взгляд, заключается во времени пребывания в "другом мире", отрезанном от цивилизации. В прошлую поездку мы с Сашей немного ощутили, что представляет собой езда по малолюдным и малонаселённым местам, по карельско-архангельской тайге. Но тогда, выехав рано утром из Сегежи, пройдя "ничейную" дорогу на границе регионов и последующую расчищенную, но абсолютно пустую дорогу до Малошуйки, а потом две стихийные и одну цивилизованную ледовую переправу - мы ближе к вечеру того же дня уже пообедали в баре в Онеге и там же заправились на круглосуточной АЗС "Роснефть", а позже заночевали в цивилизованной гостинице в Северодвинске. А тут мы попали в "другой мир" в середине третьего дня путешествия, а покинули его к концу шестого дня. И за эти неполные четыре дня мы повидали, с одной стороны: ледовые переправы, зимники, безымянные некруглосуточные АЗС без 95-го бензина, ненатопленные гостевые дома; а с другой стороны: бескрайние белые просторы Севера, бесконечные русские дороги, тайгу, старинные деревянные церкви и часовни, обетные кресты, высокие поморские избы, населённые пункты с ударением строго на первый слог - и многое другое, чего в обычной, тёплой и комфортной московской жизни никогда не увидишь.

P.S. Написание путевых заметок заняло больше полугода. Я задумался об альтернативах формату блога (текст плюс фотографии). Возможно, есть смысл перейти к более быстрому и более современному варианту: завести Instagram, куда прямо во время путешествия (если будет доступ к Интернету) выкладывать фотографии с короткими текстовыми комментариями, а после возвращения домой монтировать небольшой видеоклип по итогам всей поездки и выкладывать на Youtube. Почему-то мне кажется, что популярной и "живой" площадки для публикации путевых заметок с большим количеством текста, разбавленного фотографиями, в Интернете уже не существует - да и читать народ в наше время любит меньше, чем смотреть фото и видео.

Следующая глава
Предыдущая глава

promo beacon1143 july 21, 2013 23:17 2
Buy for 10 tokens
Шла весна 2004 года. Я тогда учился в 11 классе СУНЦ МГУ – физико-математической школы имени А.Н. Колмогорова. Мы учились и жили в общежитии в «филейной части белокаменной Москвы», а на каникулы и на праздники ездили домой. С одного такого случая вся история и началась. Был у меня одноклассник и…

  • 1
Спасибо за ваши рассказы, читал с удовольствием. А вот ролики на Ютубе никогда(почти) не смотрю. Текст с картинками воспринимается легче, да и в памяти остается. Удачи в новых путешествиях!

  • 1