?

Log in

No account? Create an account

В погоне за эмоциями

Previous Entry Share Next Entry
Хроники чёрного турбо-Ховера. Глава XXII. За 60-ую параллель: Кинешма - Солигалич - Тотьма
beacon1143
На следующий день мы с папой проснулись рано, плотно позавтракали, погрузили вещи - и в семь часов утра уже выехали. Было ещё темно, и негорящая панель приборов несколько угнетала. Впрочем, ещё в городе я захотел отрегулировать уровень света фар, прикоснулся к колёсику регулятора - и подсветка сразу загорелась. Видимо, контакт пропадал где-то в районе регулятора яркости этой самой подсветки (два колёсика там рядом ведь находятся). Мы с папой от этого сразу повеселели.

Переехали Волгу по мосту, ещё в темноте добрались до Островского. Узкая и извилистая дорога была ещё и скользкой, и заснеженной - поэтому ехали довольно медленно. Доехали до дороги на Судиславль, повернули налево (в конце путешествия нам предстояло приехать к этому же перекрёстку, только с другой стороны). Там рассвело, поехали побыстрее. В Судиславле сразу съехали на окружную и направились на север - при этом были ощущения необычности происходящего: обычно-то мы приезжаем в Судиславль в гости к родственникам.

По дороге на Галич есть посёлок Митино, за которым следует некоторая низина - поэтому вид от этого посёлка на север открывается просто шикарный. Но мы не остановились сфотографировать: торопились, чтобы успеть засветло проехать "дикий" участок дороги от Солигалича до Тотьмы (либо засветло вернуться назад, если дорога окажется непроходимой). Добрались до Галича, дорога шла довольно неплохая - по крайней мере, колёса ехали по асфальту (хотя между колёс и был лёд). Раньше в Галиче была довольно неплохая заправка, в этот раз мы её обнаружили закрытой и не функционирующей. Поэтому заправились в Чухломе на "ТНК" до полного бака. В Солигаличе брендовых заправок нет, а какого качества бензин на имеющихся безымянных - я уже однажды писал. Причём это давняя традиция: ещё при Советской власти были нарекания на солигаличский бензин.

После Чухломы пошла дорога, покрытая сплошным слоем льда. Хотя она была довольно широкая, поэтому проблемы со встречными разъездами не возникало. Подъехали к Солигаличу, я начал тормозить, чтобы повернуть в город - и внезапно обнаружил, что АБС вовсю стрекочет, а автомобиль не очень-то спешит замедляться по обледенелой и заснеженной дороге. Надавил обе педали в пол и посигналил выезжавшему с второстепенной дороги, чтобы он пока не выезжал. Ховер остановился полностью, слегка заехав на перекрёсток - то есть ДТП в любом случае не возникло бы, но меня это всё равно заставило быть повнимательнее: бывает иногда так - едешь и не замечаешь, насколько дорога скользкая. При этом я отнюдь не гнал.

В Солигаличе мы заехали в гости к дяде. Подъехали к его дому в одиннадцать часов - т.е. дорога заняла часа четыре. Папа удивился: "Оказывается, съездить на денёк попить чаю можно не только в Судиславль, но и в Солигалич тоже".



Дядя приехал в Солигалич из Москвы тоже на новогодние каникулы, с женой и её сестрой. Дома у него хорошо, тепло: печка есть, к печке камин пристроен, туалет отапливаемый, даже умывальник с подогревом. При таком комфорте можно очень хорошо жить даже в сильные морозы. Дом большой, есть веранда и второй этаж.



Правда, зимой они не отапливаются, жить можно только в основном помещении. Приятно было с мороза в тёплое помещение зайти (а температура была где-то между -15 и -20 градусами). А нас ещё и рядом с печкой посадили, вкусным обедом накормили и хорошим чаем напоили. Дядя приглашал остаться и переночевать у него, погулять по Солигаличу: беспокоился он за безопасность нашего путешествия по "дикой" дороге до Тотьмы. Но мы всё-таки решили продолжать путь. Из Солигалича я позвонил в Тотьму в кемпинг "Аляска" и успешно забронировал номер на двоих за полторы тысячи рублей. Покушали мы, сказали хозяевам спасибо и попрощались.



В центре Солигалича остановились возле торговых рядов, чтобы купить знаменитого сыра местного производства.



Пока стояли в очереди, обсуждали, сколько покупать: целый круг или половину. Женщина, стоявшая рядом, сказала нам:
- Я этого сыра ещё в августе купила - так он до декабря лежал в холодильнике и не заплесневел. А все другие сыры плесневеют. Так что, я думаю, он натуральный.
Мы из вежливости не стали интересоваться, почему же она этот сыр не ест, дождались своей очереди, купили полкруга и поехали дальше. В центре города пахло дымом: небольшие одноэтажные северные города отапливаются, видимо, в основном дровами, а тут как раз мороз стоял. Дровами топятся не только частные деревянные дома, но и общественные здания и даже храмы.



(Фото не моё, дядя фотографировал.)

Поехали от Солигалича дальше на север. Присутствовало лёгкое ощущение беспокойства: какой будет дорога? проедем ли? вдруг с машиной что случится, а там - глушь несусветная? Дорога была вся в снегу, асфальт не проглядывал - но ровная, широкая и вполне проходимая. Навстречу ехали легковушки. Мы с папой переглядывались: неужели до самой Тотьмы так будет? Проехали деревню Симоново - там даже асфальт показался. А вот после деревни Кузёмино ровная дорога кончилась, начались колеи в снегу и ухабы. Рядом с этой дорогой производились лесозаготовки, стояло несколько лесовозов. Один "Урал" поехал в ту сторону прямо перед нами, за ним-то мы и пристроились.

Я совершенно свободно ехал на заднем приводе, забуксовать там было негде. Только на одном открытом месте Ховер лёг брюхом на наметённый сугроб и едва не вылетел из колеи, но проскочил. "Урал", найдя твёрдую площадку рядом с дорогой, пропустил нас вперёд, мы поехали чуть побыстрее. Въехали в лес, там снега было меньше, а сама дорога стала шире, зато пошли очень большие ямы и ухабы. Встретилась нам "Нива", успешно с ней разъехались. Судя по карте, мы ещё проезжали некие деревни Трофимово и Гари, но вот совсем не помню, были ли там хоть какие-то дома: всё внимание было сосредоточено на дороге. Потом, уже ближе к Гремячему, пошли огромные колеи от грузовиков. Проехать-то там можно легко, пропуская колею между колёс - но у меня не выдержали нервы и я включил-таки полный привод, чтобы уменьшить риск соскальзывания в эти самые колеи. Колеи быстро кончились, пошёл довольно ровный участок шириною в две машины, где мы съехали в сторонку, чтобы сфотографироваться.



Картина была очень живописная: белая заснеженная дорога, белые деревья, белое пасмурное небо и проглядывающий круг солнца, висящего довольно низко над горизонтом. Время было - половина второго.



Мимо проехал "Урал", пассажир которого из окна пристально на нас посмотрел. В его взгляде была смесь эмоций: непонимание, зачем мы в такую глушь забрались, и беспокойство, сможем ли мы отсюда выехать.

А мы поехали дальше. Такое ощущение, что чем ближе к Гремячему, тем хуже становилась дорога. Ухабы были всё больше, поэтому скорость становилась всё меньше. Но, наконец, выскочили к железной дороге возле Гремячего, фото которой я видел ещё в отчётах проезжавших тут джиперов. Грех было и самому не сделать такое же фото.



Рядом стоял какой-то брошенный грузовик, весь в снегу. Но неподалёку был дом, из трубы которого шёл дым. Интересные ощущения - запах дыма в такой местности зимой вселяет определённое спокойствие: даже если с автомобилем что случится - можно пойти туда и погреться, не замёрзнуть на этой дороге. Где дым, где тёплое жилое помещение - там жизнь, там не помрёшь от мороза. Где дыма (и людей) нет - там уже возможны различные варианты.



Переехав железнодорожные пути, мы въехали в Вологодскую область и вскоре выехали снова на ровную и широкую дорогу. Я выключил полный привод и поехал на заднем. Папа удивился: мол, ты что, думаешь, что на этом всё? Но дорога шла нормальная, и даже снова стали попадаться навстречу редкие легковушки. Впрочем, большие ямы иногда всё-таки попадались, задавая работёнку подвеске Ховера. Кроме того, поскольку покрытие было скользким, не раз бывало так: заднее колесо попадает на край ямы и под действием силы тяжести соскальзывает к её центру - в результате машину слегка заносило. А видно белые ямы на фоне белой дороги было плохо. Плюс ещё возникла своеобразная реакция зрения на то, что всё кругом белое: глаза будто "замыливались" и отказывались различать, где дорога, где обочина, а где ямы - всё сливалось в один белый цвет.

Вскоре мы доехали до Игошева - когда-то села, теперь нежилого урочища. Там стоит заброшенная церковь Алексия, человека Божия (так она называется, судя по картам). Если верить карте, под горой ещё есть источник. Мы к церкви и к источнику не ходили: торопились, светлого времени оставалось не так много. Остановились на дороге и сфотографировали издалека.



В Игошеве есть что-то типа лесопилки, из трубы которой тоже шёл дым. Не такие уж и дикие там места. Нас снова обогнал тот же самый "Урал" (видимо, заезжал в Гремячий). Пассажир снова на нас посмотрел, уже безразличным взглядом: типа, выбрались-таки на твёрдую дорогу. Дорога выглядела так:



Поехали дальше по пустынной дороге. Вскоре доехали до реки Толшмы (в районе деревни Аникин Починок), где повернули налево на более качественную и широкую дорогу. Там и движение было несколько более оживлённым. Вкоре мы доехали до относительно крупного населённого пункта, рядом с которым появился быстрый мобильный Интернет. Я остановился и написал по скайпу жене, маме и дяде, что у нас всё хорошо, "зимник" мы прошли и теперь едем по нормальной цивилизованной дороге с твёрдым покрытием. Только потом заметил, что этим населённым пунктом было село Никольское, родина поэта Николая Рубцова. Если бы знать, можно было заехать - там и дом-музей его есть.

После Никольского мы вскоре свернули направо, на более дикую дорогу. (Если бы поехали прямо - доехали бы до села Красное, где можно было переправиться на тот берег Сухоны по льду.) Эта дорога, конечно, не "грейдер" от Кузёмина до Гремячего, но огромные ямы тоже периодически встречались, причём неожиданно - а ехал я там побыстрее. И ещё расчищенное пространство довольно узкое было: чтобы разъехаться с немногочисленными встречными машинами, я останавливался и прижимался вплотную к заснеженной обочине. Но по этой дороге тоже попадались легковушки, которые вовсю подпрыгивали на ухабах. Если точнее, за весь этот участок навстречу попался лишь один жёлтый школьный микроавтобус, одна легковушка и одна "Нива", стоявшая на обочине. Так мы доехали до деревни Великий двор и реки Печеньги, перед которыми повернули налево. По такой же дороге добрались до реки Сухоны, которую в этом месте, судя по карте, можно было опять-таки переехать по льду. Но мы поехали по её правому берегу. Вскоре переехали Печеньгу по мосту (она как раз в этом месте впадает в Сухону).



На том берегу находилась деревня Устье, в которой стоит Усть-Печенгская церковь. Мы остановились сфотографировать её: видно было хорошо. Рядом с нами остановилась машина с краснодарскими номерами, из которой вышла девушка и пошла в сторону реки. Через некоторое время из этой же машины вылезла другая девушка и побежала вслед за первой, окликая её. Потом с водительского сиденья вылез мужчина, спросил меня: "Любуетесь вологодскими красотами?" - а потом и вовсе уехал, не дождавшись своих спутниц.



Дальше дорога какое-то время шла вдоль Сухоны. Была она узкая и очень извилистая, с крутыми поворотами и с глубокой канавой рядом. Потом она от Сухоны отошла, стала прямая. В этот момент уже начало смеркаться: на севере темнеет раньше. А вскоре мы добрались до большой и оживлённой дороги, ведущей от Тотьмы до Никольска. Написали всем, что выехали на большую дорогу, а маме даже позвонили по скайпу: скорость Интернета позволяла. Повернули налево и поехали на Тотьму. Впервые за три часа Ховер ощутил колёсами твёрдую поверхность, а у меня мелькнула мысль: "По такой-то дороге что не ехать - до Устюга быстро долетим". Пересекли Сухону по мосту и проехали мимо Тотьмы: мы решили сначала устроиться в гостинице.

В целом по поводу зимнего "телепорта" от Солигалича до Тотьмы можно сказать, что дорога - не подарок: неровная, ухабистая, местами извилистая, местами узкая, малолюдная. Но вполне проходимая на неподготовленном внедорожнике. Собственно, сложный участок от Кузёмина до Гремячего (где асфальта нет) - всего 12 км. В этот раз там и полный привод-то фактически не потребовался - так что, по-моему, можно было бы и на кроссовере проскочить. Но нужно учитывать, что когда мы там ехали, снега было мало, обычно может быть побольше - тогда, возможно, будет где побуксовать. На пузотёрке я бы на этот участок не совался в любом случае. А по всей остальной дороге легковушки вполне себе ездят. Трек нашего пути от Солигалича до Тотьмы есть тут: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=fbdfetpsbwyzsmiu Или тут: http://gpsloglabs.com/share/b41ab48cdf242a3ebfbc91f207d5815c31a531a2/

Наша гостиница "Аляска" находилась на первом километре трассы Тотьма - Устюг, это немного поодаль от города. Приехали туда, получили ключи от номера, перегрузили часть вещей. Сообщили всем, что мы добрались до гостницы - и поехали гулять по городу.



На фото церковь Входа в Иерусалим - первая, которую мы увидели, въезжая в город. Сразу заметен своеобразный стиль архитектуры: в Ивановской, Костромской и Ярославской областях церкви выглядят по другому. Этот храм был ещё и освещён и представлял внушительное зрелище. Я даже штатив достал и фото со штатива сделал, чтобы более чётко вышло (в темноте получалась большая выдержка).

Покатили дальше по городу. Тотьма - город одноэтажный, сами дома там тоже какие-то не такие, как в нашей полосе - будто теремки. А дороги в городе, конечно, все в снегу и во льду. Добрались мы до набережной Сухоны, где должен был быть памятник Николаю Рубцову. Остановились возле здания местной полиции, темно было - хоть глаз выколи.
- Где он, этот памятник? - спросил меня папа.
- Судя по карте, метрах в сорока от нас.
Пошли в том направлении, светя во все стороны фонариками. Случайно луч света выхватил из темноты памятник. Сфотографировали его со вспышкой, получилось неважно. Но сам памятник неплохой.





От памятника увидели ещё один освещённый храм (это была церковь Успения). Я подумал, что это та же самая церковь Входа в Иерусалим. Папа сказал, что мы ведь совсем в другую часть города уехали. Тут-то я и осознал, что такое стиль "тотемское барокко" и что он действительно существует. Раньше читал о нём в Интернете и думал, что это так пишут, для красного словца. А оказалось, что церкви действительно построены в одном стиле, непохожем на храмы в других городах. Даже перепутать друг с другом их можно.

Уехали от памятника Рубцову. Чтобы выехать оттуда, пришлось аж полный привод включить: не хотел Ховер в скользкую горку на заднем трогаться. Впрочем, дороги Тотьмы были скользкие, а скорость движения небольшая - можно и на полном было ездить. Немного покрутились и добрались до памятного знака "60-ая параллель". Раньше это был столбик с табличкой, теперь табличку отодрали и украли, поэтому стоит один столбик. Кстати, он южнее настоящей 60-ой параллели минуты на три, если не ошибаюсь.



Поехали дальше по городу, снова приехали к церкви Входа в Иерусалим и увидели рядом другой храм - церковь Рождества Христова. Остановились, сфотографировали.



Слева на фото пристроился наш Ховер.



Храм этот - действующий. Учитывая, что был вечер 6 января, т.е. сочельник - логично, что в церкви проходила служба. Мы решили зайти внутрь. Атмосфера в храме очень уютная и домашняя. Народу много: пожилые и молодые, мужчины и женщины, некоторые с детьми. Кто-то стоял и молился, кто-то просто сидел на стульях, расставленных вдоль стены храма (в основном, это были женщины с детьми). Папа мой был в кинешемской церкви и поразился такому отличию: у нас-то в Кинешме в храме все злобные, все друг на друга шипят, толкаются - такое ощущение, что вот-вот драться начнут. А в тотемской церкви вполне православная обстановка: церковные служители проводят службу, народ присутствует, молится. А на входе в храм дрова лежат - куда ж без них.

Рядом с церковью Рождества раньше ещё была церковь Параскевы Пятницы. Теперь на её месте остался только памятный знак.



Дальше мы ещё заехали посмотреть церковь Троицы. Она неосвещённая и, видимо, недействующая. При этом сам храм больше похож на классические храмы средней полосы, чем остальные церкви Тотьмы.

Нагулявшись по городу и слегка озябнув, снова поехали в гостницу. Помылись, покушали маминых пирожков, попили чаю, посмотрели фотографии - и довольно рано улеглись спать: чтобы раньше встать и эффективнее использовать светлое время суток. О кемпинге "Аляска", где мы ночевали, пожалуй, следует сказать несколько слов отдельно. Расположен он в двухэтажном бревенчатом доме. Первый этаж - одноимённое кафе, второй этаж - собственно гостиница, шесть номеров. (Летом там вроде бы ещё целые отдельные домики рядом сдают.) Стоимость номера на двоих человек за сутки - 1500 рублей. Причём возможны варианты снижения этой суммы:



В номере две широких кровати, диван, шкаф, две тумбочки, два стула, стол, телевизор. На столе стоят две бутылки местной минеральной воды. В шкафе лежат одноразовые пакетики шампуня и геля для душа. Тапочки даже есть.



Кочегарят в кемпинге - будь здоров. Нам пришлось выкрутить на минимум обе батареи в номере и открыть оба окна, чтобы стало можно нормально спать. При этом на улице был довольно ощутимый мороз. Душ и туалет - на этаже. Но кроме нас с папой, были только ещё двое жильцов в номере напротив, остальные комнаты стояли пустые - так что никаких проблем и очередей не было. Wi-Fi вроде есть (роутер на этаже стоит, сеть ловится) - наверно, надо было пароль у администратора попросить, но мне и мобильного Интернета хватало: он там быстрый и стабильный.

Есть ещё небольшой нюанс с заселением. Гостиница и кафе работают круглосуточно, но с 8:30 до 9:00 и с 17:15 до 17:45 у них там пересменка происходит - в это время и гостиница, и кафе закрыты (т.е. заселиться нельзя, выселиться тоже). Вот так выглядит "Аляска" снаружи.



Утром нам предстояла дорога на восток и немного на север - в Великий Устюг.

Следующая глава
Предыдущая глава

  • 1
Классно! И путешествие, и описание.

Благодарю за добрые слова!

  • 1