В погоне за эмоциями (beacon1143) wrote,
В погоне за эмоциями
beacon1143

Categories:

Хроники чёрного турбо-Ховера. Глава XXIII. За 60-ую параллель: Тотьма - Устюг - Мантурово

Проснулись мы в седьмом часу утра, чтобы ухватить побольше светового дня. Собрали вещи и спустились в кафе завтракать. Завтрак в стоимость номера не входит, но кормят в кафе вкусно и недорого: большая тарелка вкусной пшённой каши стоит 50 с чем-то рублей. После завтрака я подошёл к администратору гостиницы:
- Мы хотим ключ отдать и, собственно, выехать. Как тут это у вас делается?
- Просто отдайте ключ мне и поезжайте. Счастливого пути вам, заезжайте к нам снова! - сказала администратор.
- Хочется снова приехать, у вас тут хорошо.
- Правда?
В путешествии интересно не только достопримечательности смотреть, но и с людьми общаться. Вот вологодский менталитет: добродушие, порядочность и какая-то приятная русская простота (но отнюдь не та, которая хуже воровства). Летом в Казани выезд из гостиницы происходил совсем по-другому. Девушки-администраторши несколько раз навязчиво напоминали: "Перед отъездом не забудьте, пожалуйста, позвать нас, чтобы мы проверили и приняли Ваш номер!". А когда я вещи в Ховер грузил, вышел охранник и сказал: "Уезжаете сегодня? Вы не уедете, пока не сдадите номер!"

Отдали ключи администратору, погрузили вещи и выехали из кемпинга в восемь с чем-то часов утра, ещё в сумерках. Ночью шёл снег, Ховер немного засыпало - и дорогу тоже. Я-то думал: ну, вчера медленно тащились по снегу, льду, ухабам и колеям - но уж сегодня-то под колёсами будет асфальт, и до Устюга мы быстро долетим. Однако асфальта под колёсами не было - был довольно толстый слой снежной каши. А обочины вообще были все в сугробе, и ширина дороги между левым и правым сугробами была не слишком велика - разъезжаться со встречными было несколько нервно. Впрочем, и машин на дороге было мало, и ехали все со скоростью около 80 км/ч, не больше.

Когда Тотемский район кончился, дорога стала почище, мы поехали побыстрее. Кое-где посередине дороги даже была полоса чистого асфальта - достаточной ширины, чтобы одна машина на ней уместилась. Поскольку дорога была относительно пустая, все так и ехали (и мы тоже), а для встречных разъездов притормаживали и принимали правее. Сразу было заметно, кто из встречных водителей имеет опыт езды по подобным дорогам: опытные принимали сильно правее, давая побольше места; неопытные едва не шаркались боками при разъезде; а один вообще продолжал ехать по самой середине почти до упора. Я ему посигналил, начал тормозить и даже уже успел морально подготовиться к лобовому столкновению, но в последний момент тот свернул вправо.

Перед Нюксеницей мы свернули вправо и пересекли Сухону по мосту. И вскоре дорога стала хуже: не только хуже почищена, но ещё и неровная. Опять пришлось сбросить скорость, прыгая на ухабах (папа сказал: "Как на вибростенде"). Продолжалось это несколько десятков километров, до самого Великоустюгского района - вот там дорога значительно улучшилась. Стала ровная, снова появилась асфальтовая полоса посередине, да и расчищенное пространство было довольно широкое.



Ховер за эту поездку покрылся снегом и мёрзлым песком с дороги. Фонари и камеру заднего вида пришлось очистить.



А вообще дорога выглядела очень живописно - суровая вологодская зима.



Вскоре мы доехали до ещё более ухоженной дороги, повернули налево - на север. Тут обе полосы были почищены, так что можно было хорошо разогнаться. По этой же дороге нам предстояло ехать домой на юг, так что я уже начал мечтать, как хорошо мы по чистой дороге доедем. Ну а до Устюга было уже рукой подать. Переехали Сухону по мосту, проехали пост ГИБДД на въезде. Я тут испытал ощущение ленивого путешественника: пока едешь и знаешь, что ехать ещё далеко - чувствуешь себя расслабленно, потому что никаких дел и забот нету, едешь да едешь, ни о чём не думаешь; а вот когда подъезжаешь к месту назначения - тут уже беспокойство появляется, надо будет куда-то идти, что-то делать, о чём-то думать...

В Великом Устюге большинство храмов собраны в одном месте - в Соборном дворище. Там же находятся памятник Семёну Дежнёву и городская резиденция Деда Мороза - туда-то мы и поехали. Сразу стало понятно, что это не тихая и спокойная Тотьма: много автомобилей стояло поблизости, ещё больше - туристических автобусов. Мы припарковались где-то возле гостиницы "Гостиный двор", расположенной в оригинальном здании. Дорога от Тотьмы до Устюга (240 км) заняла чуть больше трёх часов. Трек можно посмотреть тут: http://gpsloglabs.com/share/268f123b0678333fe31fdc5c12a67b659615f2b5/ Или тут: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=gjewxakcvzygcmyl



Дошли до Соборного дворища, увидели там памятник Дежнёву.



Успенский собор.



И тут какой-то собственный устюгский стиль: шпиль на вершине собора.



Собор Иоанна Устюжского.



Церковь Алексия.





Собор Прокопия Праведного.



На том берегу Сухоны, в Дымковской слободе - рядом стоящие Дмитриевская церковь и Сергиевская церковь.



А на самой Сухоне лёд выглядит как-то странно. Мы сначала подумали: это специально переломали, чтобы народ по льду не ходил. Но ломают-то обычно ледоколом узкую полосу посередине - а тут он весь искорёжен...



Уже дома я прочитал, что в декабре из-за аномального тепла на Сухоне начался ледоход. Даже затор ледяной образовался, который взрывали, потому что вода уже начала подтапливать сам Великий Устюг. Ну а потом ударили морозы, и лёд в таком состоянии и застыл.



Прогулялись чуть выше по Сухоне вдоль набережной, набрели на церковь Илии Пророка. Снова шпиль на верхушке.



Вид оттуда на Соборное дворище, где столпилось много туристов, и церковь Николая Чудотворца чуть подальше, на которой тоже шпиль.



Мороз стоял довольно умеренный (не ниже -20 градусов), но на набережной на ветру нас начало пробирать. Мы решили ещё заглянуть в городскую резиденцию Деда Мороза. По пути увидели вот такое здание, фасад которого был укрыт материей. Прямо как будто к приезду Путина готовили дом.



Напротив этого колоритного дома стоят палатки с сувенирами. Мы там купили несколько магнитиков на холодильник (цены немилосердные - по 100 рублей за штуку!) и огромный цветной карандаш с надписью "Великий Устюг". А рядом располагается та самая городская резиденция Деда Мороза.



Снаружи сидит много голубей, а внутри находятся сувенирная лавка и музей поздравительной открытки. Сувениров мы уже накупили, а в музее на вхоже была огромная толпа школьников, готовящаяся к экскурсии. Нам навстречу вышла администратор и сказала: "Индивидуалы? У нас свободная экскурсия только на 16:30!" Время было около полудня, да и желания особого не было. Я в Интернете прочитал, что в городской резиденции в Устюге всё ещё более или менее по-божески (и правда, цена на экскурсию - 50-100 рублей с человека), а вот в загородной вотчине абсолютно всё нацелено на выжимание из туристов как можно больших сумм денег. Поэтому туда мы вообще не поехали.

Нагулявшись по центру Великого Устюга, мы сели в Ховер и поехали кушать в столовую - народное кафе "Романов", находящееся на Красном переулке. С парковкой там - не как в Москве, но и не как в Тотьме (где можно приткнуться куда угодно). Припарковались, вышли, собрались идти в кафе - и увидели на другой стороне улицы ещё две красивые церкви. Перешли дорогу, пошли смотреть и фотографировать.

Спасо-Преображенская церковь. Когда-то тут монастырь был.



Сретенская церковь.



Памятник Ерофею Павловичу Хабарову, который родился в Устюжском уезде и в честь которого назван город Хабаровск.



Пошли обратно в кафе. Переходя дорогу, имели возможность наблюдать, что дороги тут очень скользкие - даже там, где почищено до асфальта. Рено Сандеро подъезжал к перекрёстку не очень быстро и начал тормозить, когда загорелся красный - передние колёса тут же заблокировались, и он вылетел на перекрёсток. Хорошо, аварии не произошло.

Кафе "Романов", видимо, известное среди туристов (ещё бы, о нём везде в Интернете написано). Народу там было много. Мы вошли внутрь, нашли раздачу (в кафе три зала, сходу сложно сориентироваться). Взяли подносы, набрали еды, нашли свободное место, стали кушать. Обед очень понравился. По цене - 200 рублей на человека (как обед в столовой Главного здания МГУ), а по качеству и по вкусу - не хуже бизнес-ланча в ресторане "Дурдин". Особенно впечатлило нас мясо по-вологодски - большой (хотя и тонкий) шмат мяса, зажаренный в омлете, сыре и чём-то ещё. Не только приготовлено хорошо, но и чувствуется, что само мясо хорошее, свежее, качественное. Стоит этот кусок 100 рублей. Я в этот момент вспомнил, как с нас с женой на этих же праздниках в кинешемском ресторане за такие же по размеру и худшие по вкусу куски мяса содрали едва ли не по 500 рублей... В общем, кто будет в Устюге, народное кафе "Романов" очень рекомендую к посещению.

Пообедали, сели в Ховер, построили маршрут до Мантурова. Ехать нам предстояло около 400 километров. Изначально я вторую ночёвку планировал в Шарье, в придорожной гостинице "Магистраль". Но ещё ночью в Тотьме почитал, что гостиница-то и кафе там неплохие, но очень своеобразный контингент; а единственная хорошая гостиница "в этой глуши" - "Водолей" в Мантурове. Позвонил туда, забронировал номер на двоих за 2600 рублей. И мы поехали. По пути заехали на заправку "Лукойл", залили полный бак. Бензин в Вологодской области дорогущий: 38 рублей за литр 95-го (по сравнению с 34 с копейками в Костромской области). С полным баком и сытыми желудками выехали из города.

Первые несколько километров мы проехали по дороге, по которой уже въезжали в Устюг. Дорога была ровная и хорошо почищенная. Мы упёрлись в длинную колонну машин (десяток или даже больше), ехавших почему-то довольно медленно, я выехал на встречную полосу и аккуратно одним разом обогнал всех. Но такое счастье длилось недолго. Вскоре дорога пошла неровная, а ещё через какое-то время она стала полностью покрыта толстой ледяной коркой - примерно как шоссе от Чухломы до Солигалича.



Ехать по такой ледышке было довольно скользко. Тормозит по ней машина плохо, а если колесо попадает в небольшую колею - возникает лёгкий занос. Поэтому я держал скорость около 80 км/ч, а на сложных участках даже ещё больше замедлялся. Другие участники дорожного движения ехали примерно так же - хотя кто-то помедленнее, а кто-то несколько быстрее. Нас догнал пикап Mitsubishi L200 и выехал на встречную полосу для обгона - а тут как раз появился встречный. Я-то, конечно, сбросил газ и вроде даже чуть-чуть притормозил, только не сразу, а через пару секунд - когда он сам уже раздумал обгонять и начал тормозить, чтобы уйти назад на свою полосу... В итоге в зеркале заднего вида я мог наблюдать, как L200 тормозит, уходит от лобового столкновения влево, съезжает на обочину и утыкается носом в сугроб. Встречный куда-то уехал, а мы остановились, развернулись и подъехали к торчащему из снега пикапу.

Пассажиры-москвичи (у L200 были тоже номера серии 777) уже доставали и разматывали трос. Я остановился, вышел, поздоровался.
- Поможете, вытянете? - попросили они.
- Да, конечно. Я вообще хотел притормозить, чтобы пустить вас вперёд - а вы в этот момент, видимо, сами стали тормозить?
- Да... А вы что, параллельно с нами ехали?
- Так вы же нас обгоняли!
Прицепили трос к пикапу и к Ховеру. Мужики, видимо, были уже опытные: достали большую полиэтиленовую плёнку и намотали её на трос (это делается, чтобы если буксировочный крюк оторвётся - не убил никого и, желательно, автомобили не повредил).



Я сел за руль Ховера, включил полный привод и понижайку (хоть раз за поездку она пригодилась). Сначала стал тянуть, как на фото показано - параллельно дороге, сам при этом находился на обочине. Меня от этого самого потащило в кювет. Пассажир пикапа посоветовал сдать назад и выехать на дорогу под углом, чтобы тянуть эффективнее. Я так и сделал, потянул, шлифуя всеми колёсами - но L200 никак не желал освобождаться из плена сугроба. Пассажир его подошёл ко мне и сказал, что хоть выдернуть полностью и не получилось, но пикап отъехал чуть назад, расположился параллельно дороге, а передок его освободился из снега. Решили прикрепить трос к передней части. Я снова встал под углом, водитель L200 вывернул колёса до упора вправо. Я потянул, он тоже прибавил газку - так и вытащили машину из сугроба. Они нас поблагодарили, мы отсоединили трос и поехали дальше: торопились, чтобы побольше светлого времени захватить. Этот пикап нас снова обогнал (на этот раз удачно), но уже сильно позже: видимо, они долго машину осматривали и сами в себя приходили.

Проехали Кичменгский Городок - через город, переехав реку Юг (ироничное название, в таких-то краях). Дорога была всё такая же - покрытая ледяной коркой. Добрались до Никольска, объехали его по окружной. Окружные дороги традиционно обслуживаются хуже, чем основная трасса: видимо, потому что находятся в ведении города, а не региона. Окружная Никольска тоже была вся в снегу, скользкая. Постепенно стемнело, пошёл снег, хотя и не слишком сильный. Мы ехали по какой-то деревне, снизив скорость - и я удивился, что навстречу летит какой-то густой снежный шлейф, который становится всё гуще и гуще. Потом мы упёрлись в причину этого шлейфа - большую фуру, с которой (и из-под колёс которой) этот снег и летел. Ехала она медленно, около 30 км/ч - но чтобы хоть что-то в этом шлейфе было видно, потребовалось включить противотуманные фары. Я понял, что надо как можно скорее обгонять. Между полосами встречного движения был довольно толстый слой снежной каши шириной с добрых два автомобиля, через которую Ховер на заднем приводе неуклюже перевалился, как корова на льду. Обошёл я фуру - и упёрся в пост ДПС. Там дежурили три гаишника, один из которых побежал навстречу мне, махая палкой.

Остановился, съехал на обочину. Там происходила какая-то непонятная суета: они уже остановили одну машину и проявляли какую-то активность по отношению к её пассажирам, находящимся в истерическом состоянии. Одна из пассажирок в истерике попыталась броситься с кулаками на Ховер, инспектор её сдерживал. Потом один из них подошёл к нам, я опустил стекло.
- Отъедьте, пожалуйста, назад и заходите на пост с документами. Вообще-то полагается там, у поста останавливать - просто мы тут пьяного из машины вытаскиваем.
Я отъехал к посту, вышел, думаю: сейчас у меня права будут отбирать, обгон-то наверняка тут запрещён был. Ко мне подошёл другой инспектор:
- Добрый вечер. Сигаретами не богаты?
- Здравствуйте. Сигарет нету, но есть табак. Могу отсыпать.
- Табак? - удивлённо протянул он. - Серьёзный табак?
- Хороший табак, ароматный, американский. Будете?
- Не откажусь. Вы сами его курите?
- Балуюсь иногда.
Дал я ему бумажку для самокрутки, отсыпал табака. Себе тоже взял бумажку, насыпал, стал скручивать. Думаю, сейчас будем курить и торговаться о сумме.
- Из Устюга едете? - спросил он.
- Да, домой. А тут что, обгон запрещён?
- Да, вон там, в начале этого прямого участка знак стоит. Вы обогнали?
- Да, фуру обогнал. Нехорошо получилось. Я уж не знаю, до этого знака выехал или после - не видел его, за фурой такой шлейф, что ничего не видно.
- Так если вы знака не видели за фурой, то есть выехали на встречную полосу до знака - тогда нет нарушения с вашей стороны.
Я удивился, а гаишник закончил скручивание сигареты, сказал: "Всё, спасибо!" - и пошёл на другую сторону дороги какую-то фуру останавливать. Я сел в Ховер прямо так, с самокруткой в зубах, и подумал, что сейчас подойдёт следующий и будет меня "доить" - но тут они все трое прошли мимо нас, ведя пьяного водителя на пост. Ну, мы и поехали дальше.

Вскоре Вологодская область кончилась, началась Костромская - и сразу пошла ровная и почищенная дорога. Вообще-то ещё до этого количество льда на дороге по мере продвижения на юг уменьшалось, в колеях уже асфальт показывался. А тут просто пошла ровная, прямая дорога без снега - и довольно пустая. Встречные попадались редко, можно было почти постоянно ехать с дальним светом. Объехали по окружной Пыщуг, пересекли по мосту знакомую реку Ветлугу, добрались до Шарьи, съезд на окружную которой я слегка проскочил, пришлось задним ходом пятиться. Окружная была тоже вся в снегу, сколькая, между встречными полосами - сугроб. Но некоторые даже в такой ситуации лезли обгонять. Мы с папой думали: неужели опять кого-то придётся из кювета доставать? Делать этого уже не хотелось, хотелось поскорее добраться до гостиницы и отдохнуть. Но на удивление никто из обгоняющих с дороги не слетал, хотя некоторых и заносило слегка.

Проехали мы мимо гостиницы "Магистраль", в которой изначально планировали ночевать. После Шарьи началась довольно оживлённая дорога, в асфальте были промяты колеи, даже предупреждающий знак об этом стоял. Эта дорога - часть одного из вариантов пути из Москвы на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток, так что всё это было логично (правда, большинство в том направлении, думаю, ездит всё-таки по М-7). Снова мы переехали Ветлугу, пересекли Унжу, добрались до Мантурова и свернули налево - на окружную Мантурова, качество которой было просто адское. Ехали совсем медленно и жутко тряслись на ухабах. Потом свернули в город. На одном из поворотов стоял указатель с надписью "Отель" и стрелкой прямо - но я, следуя навигатору, повернул направо. Навигатор повёл нас сначала по просёлочным дорогам через частный сектор; потом через какую-то промзону с ужасно ухабистой дорогой, где на пути стояли запертые ворота, которые пришлось объезжать; наконец, мы попали вообще в какую-то глушь и сугроб, там даже снегоходы ездили (снега за день довольно много навалило). Мы уж подумали, что я неправильно указал адрес, придётся возвращаться и искать нормальную дорогу - но внезапно увидели освещённое здание, на которое и указывал навигатор. Просто, чтобы он построил путь от Солигалича до Тотьмы, я в настройках разрешил "движение по просёлочным и грунтовым дорогам" - чем бездушная железно-полупроводниковая машина и воспользовалась в Мантурове. Трек от Устюга до Мантурова, этой самой машиной построенный, можно посмотреть тут: http://gpsloglabs.com/share/7198a53aeb9b774373e4b07ee472ea6ac21c4f59/ Или тут: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=kefdnugdbtnzaafx

Остановились у входа, пошли в гостиницу. Девушка-администратор взяла с нас 2600 рублей за номер, о которых договаривались по телефону, и ещё 100 рублей за автостоянку (вот об этом уже не договаривались). Принесли мы вещи в номер (который на этот раз был с собственным туалетом и душем), сообщили всем о благополучном прибытии в гостиницу, поужинали снова мамиными пирогами и улеглись спать.

Следующая глава
Предыдущая глава
Tags: black_turbo_hover, travels, Великий Устюг, Тотьма
Subscribe

promo beacon1143 july 21, 2013 23:17 2
Buy for 10 tokens
Шла весна 2004 года. Я тогда учился в 11 классе СУНЦ МГУ – физико-математической школы имени А.Н. Колмогорова. Мы учились и жили в общежитии в «филейной части белокаменной Москвы», а на каникулы и на праздники ездили домой. С одного такого случая вся история и началась. Был у меня одноклассник и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment